Я все думала, чего мне на выставке не хватило? Наверно, во-первых, слишком мало тканей, как в годы советской власти приходишь в швейный магазин, а там три вида страшненького ситца, белая бязь и что-то отдаленно напоминающие брезент. ;) Ну и анекдот вспомнился. Звонок в магазин:
- Вам ситец завезли?
- Завезли.
- А расцветки как, веселенькие?
- Приходите, обхохочетесь.
А во-вторых, представьте теперь, что в магазине все ткани за стеклом, их нельзя пощупать, проверить на сминаемость и плотность. ;)
Точечные светильники - это зло! Мало того, что стекла в витринах нещадно отсвечивают, так еще и блики от светильников мешают.
Доска, с которой делали набивку узора на ткань, называется манера.
Слева - пейсли (почему-то жутко не люблю сей вид орнамента). А кстати, вы знаете, что этот орнамент на самом деле называется бута, а известное на Западе название происходит от шотландского города Пейсли, который был основным центром производства дешевых тканей с таким орнаментом в Западной Европе.
Ивановские ситцы - общее название недорогих тканей с яркими набитыми узорами, которые производились на многочисленных фабриках села Иванова и окрестностей. С XVI века там появились первые мастерские по отбеливанию и окраске полотна в разные цвета, а также набивочные избы, где с помощью деревянных манер и масляных красок ткани украшались узорами. Эти мастерские со временем выросли в крупные текстильные мануфактуры, принадлежавшие бывшим крепостным.
Альбом с образцами тканей мануфактуры А.М. Гандурина с братьями. Конец XIX века. На Международной выставке в честь 400-летия открытия Америки в Чикаго в 1893 году им присудили за набивной ситец золотую медаль.
Платок головной. Конец XIX века, ручная набивка, натуральные красители.
Доска перротинная, середина XIX века. Перротина - плоскопечатная машина для отделки ткани, изобретенная французом по фамилии Перро в 1834 году. Уже в 1847 она появилась на ивановских фабриках. Перротина позволяла печатать в несколько красок. С их появлением ручные набойщики утратили свое значение.
Слева - ализариновый ситец (фрагмент фартука). Ализарин - химический краситель преимущественно красного, фиолетового, коричневого цветов. В начале XIX века его добывали из корней марены. Из-за красного фона казалось, что в ализариновых тканях более 10 цветов, на самом деле - не более пяти. Справа - декоративные ситцы. В середине - ситец "Часы". Рисунок для него создавал художник Михаил Ефимов. У него была рисовальная мастерская, и он продавал патенты на использование рисунков разным фабриками. "Часы" он тоже продал в несколько мест. Чтобы отличаться, фабрики вносили изменения в рисунок: ставили другое время на часах, меняли количество свечей в канделябрах.
Различные тематические платки, посвященные войнам и героям - например, Козьма Крючков, первый георгиевский кавалер или Иван Сусанин (слева), справа платки посвящены дому Романовых. Интересно, что на самых правых платках изображение зеркальное (может, лежат изнанкой кверху?).
Образцы тканей. В альбоме-раскладушке - образцы бумазеи. 1888 год.
Коллекция тканей товарищества Покровской мануфактуры П.Н. Грязнова. 1901 год.
Рецептурная книга красителей. Рецепты были секретом фирмы и записывались специальным шифром.
Головной платок. Конец XVIII - начало XIX века. Миткаль, натуральные красители, ручная набивка. Мануфактура Е. И. Грачева. Будучи крепостным графа Шереметьева, владел землями и мануфактурами. Выкуп на волю стоил баснословных по тем временам денег - 135 тысяч рублей, к тому же он отдал графу фабрики и земли, свои бывшие предприятия он арендовал.
Господин Бурылин, в честь которого назван Ивановский музей, был фабрикант, знатный коллекционер и путешественник, так что на выставке есть небольшой раздел с предметами из его причудливой коллекции. С неё-то и начался собственно музей.
Венец. Россия, конец XVIII - начало XIX в.
Книга на японском языке.
Предки знали "Как пользовать больных от всех вообще болезней". Не понятно только, почему был такой высокий уровень смертности...
Часть курительной трубки.
Кошелек из бисера.
Платок из Англии "Зрелище Европы в декабре 1812", 1813 год.
Город невест - распространенное неофициальное название Иваново в советские годы. На фабриках работали в основном девушки. До 1991 года ивановские фабрики производили 1/5 часть всего текстиля СССР - больше двух миллиардов погонных метров в год.
Слева - ткань "Ритм" по рисунку "В час пик" (представлен тут же слева от ткани). Справа - сатин юбилейный "Родина" к 30-летию СССР и 800-летию Москвы и платок из такого же.
Платок тематический "Иваново - родина советов". Вот не то что придешь сейчас в магазин, а там только всякие чуждые капиталистические розочки... ;)
Зато в те годы можно было спокойно радужные полотна печатать. ;) Штапель.
Тоже штапельное полотно.
А тут разные виды, в основном, штапель и сатин.
Платочки носовые "Спорт".
Тут слева - носовые платочки, в середине - купоны на платье, справа - ситец "Зима". Видимо из разряда тех, веселеньких.
Они же ближе.
Манерная книга фабрики "Красная Талка". Слева - ситец для экспорта в Турцию "Треугольники и шестеренки". Наверно, в Турции с подобными узорами все было плохо... ;)
Пока мы рассматривали выставку, в зал впорхнула компания тетушек лет за 60, которые очень быстро по выставке пробежались, а возле некоторых тканей вспоминали, что у них тоже такие были, потому что другого не было...
"Красный Манчестер" - город Иваново-Вознесенск, 1920-30-х годов, самый крупный текстильный центр страны, третья пролетарская столица. Новый мир требовал новых тканей. Именно в те годы появился агитационный текстиль, коротко, всего лет на 10. Тогда текстильное производство становится реализацией стратегии нового пролетарского индустриального искусства.
Вот, например, образцы тканей и рисунки с индустриально-милитаристскими узорами.
Это называется "Солдаты".
Декоративные панно. Слева - "Уборка урожая" (лен, мулине, ручная вышивка). Справа - знамя-плакат (аппликация)
Выставочный зал.
Сатин декоративный "Трактор". Я лично увидела в нем сперва только фрукты. ;)
Эскиз узора. "Виноградные листья".
Сразу вспомнилась шефская помощь, когда мы с Хозторгом ездили на уборку капусты. И это было уже не в советское время, в начале 90-х.
Агитационный текстиль. Слева - платок к 10-летию РККА, под ним - текстильная матрица. Справа - кажется, что это невинные узоры, подходящие для шитья ночнушек на уроках труда. ;) На самом деле - технологический процесс печати многоцветного рисунка с разбивкой по валам. Ситец "Серп и молот".
Один из промежуточных вариантов.
Результат. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже ситец "Серп и молот" получил золотую медаль.
Вверху - сатин-купон сумочки с символикой Олимпиады-80, внизу - разные косынки.
Journal information