bellatuk (bellatuk) wrote,
bellatuk
bellatuk

Categories:

Коллекционируя Россию. 100% Иваново

Выставка рассказывает историю производства текстиля на примере ивановских мануфактур с XVIII по XX в. Экспонаты из коллекции Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Я все думала, чего мне на выставке не хватило? Наверно, во-первых, слишком мало тканей, как в годы советской власти приходишь в швейный магазин, а там три вида страшненького ситца, белая бязь и что-то отдаленно напоминающие брезент. ;) Ну и анекдот вспомнился. Звонок в магазин:
- Вам ситец завезли?
- Завезли.
- А расцветки как, веселенькие?
- Приходите, обхохочетесь.

А во-вторых, представьте теперь, что в магазине все ткани за стеклом, их нельзя пощупать, проверить на сминаемость и плотность. ;)

IMG_9259


Точечные светильники - это зло!  Мало того, что стекла в витринах нещадно отсвечивают, так еще и блики от светильников мешают.

IMG_9147

Доска, с которой делали набивку узора на ткань, называется манера.

IMG_9149

Слева - пейсли (почему-то жутко не люблю сей вид орнамента). А кстати, вы знаете, что этот орнамент на самом деле называется бута, а известное на Западе название происходит от шотландского города Пейсли, который был основным центром производства дешевых тканей с таким орнаментом в Западной Европе.

IMG_9151 IMG_9148

Ивановские ситцы - общее название недорогих тканей с яркими набитыми узорами, которые производились на многочисленных фабриках села Иванова и окрестностей. С XVI века там появились первые мастерские по отбеливанию и окраске полотна в разные цвета, а также набивочные избы, где с помощью деревянных манер и масляных красок ткани украшались узорами. Эти мастерские со временем выросли в крупные текстильные мануфактуры, принадлежавшие бывшим крепостным.

IMG_9171

Альбом с образцами тканей мануфактуры А.М. Гандурина с братьями. Конец XIX века. На Международной выставке в честь 400-летия открытия Америки в Чикаго в 1893 году им присудили за набивной ситец золотую медаль.

IMG_9153

Платок головной. Конец XIX века, ручная набивка, натуральные красители.

IMG_9156

Доска перротинная, середина XIX века. Перротина - плоскопечатная машина для отделки ткани, изобретенная французом по фамилии Перро в 1834 году. Уже в 1847 она появилась на ивановских фабриках. Перротина позволяла печатать в несколько красок. С их появлением ручные набойщики утратили свое значение.

IMG_9161

Слева - ализариновый ситец (фрагмент фартука). Ализарин - химический краситель преимущественно красного, фиолетового, коричневого цветов. В начале XIX века его добывали из корней марены. Из-за красного фона казалось, что в ализариновых тканях более 10 цветов, на самом деле - не более пяти. Справа - декоративные ситцы. В середине - ситец "Часы". Рисунок для него создавал художник Михаил Ефимов. У него была рисовальная мастерская, и он продавал патенты на использование рисунков разным фабриками. "Часы" он тоже продал в несколько мест. Чтобы отличаться, фабрики вносили изменения в рисунок: ставили другое время на часах, меняли количество свечей в канделябрах.

IMG_9159 IMG_9167

Различные тематические платки, посвященные войнам и героям - например, Козьма Крючков, первый георгиевский кавалер или Иван Сусанин (слева), справа платки посвящены дому Романовых. Интересно, что на самых правых платках изображение зеркальное (может, лежат изнанкой кверху?).

IMG_9168

Образцы тканей. В альбоме-раскладушке - образцы бумазеи. 1888 год.

IMG_9172

Коллекция тканей товарищества Покровской мануфактуры П.Н. Грязнова. 1901 год.

IMG_9173

Рецептурная книга красителей. Рецепты были секретом фирмы и записывались специальным шифром.

IMG_9177

Головной платок. Конец XVIII - начало XIX века. Миткаль, натуральные красители, ручная набивка. Мануфактура Е. И. Грачева. Будучи крепостным графа Шереметьева, владел землями и мануфактурами. Выкуп на волю стоил баснословных по тем временам денег - 135 тысяч рублей, к тому же он отдал графу фабрики и земли, свои бывшие предприятия он арендовал.

IMG_9183

Господин Бурылин, в честь которого назван Ивановский музей, был фабрикант, знатный коллекционер и путешественник, так что на выставке есть небольшой раздел с предметами из его причудливой коллекции. С неё-то и начался собственно музей.

IMG_9179

Венец. Россия, конец XVIII - начало XIX в.

IMG_9185

Книга на японском языке.

IMG_9187

Предки знали "Как пользовать больных от всех вообще болезней". Не понятно только, почему был такой высокий уровень смертности...

IMG_9188

Часть курительной трубки.

IMG_9196

Кошелек из бисера.

IMG_9199

Платок из Англии "Зрелище Европы в декабре 1812", 1813 год.

IMG_9200

Город невест - распространенное неофициальное название Иваново в советские годы. На фабриках работали в основном девушки. До 1991 года ивановские фабрики производили 1/5 часть всего текстиля СССР - больше двух миллиардов погонных метров в год.

IMG_9201

Слева - ткань "Ритм" по рисунку "В час пик" (представлен тут же слева от ткани). Справа - сатин юбилейный "Родина" к 30-летию СССР и 800-летию Москвы и платок из такого же.

IMG_9203 IMG_9211

Платок тематический "Иваново - родина советов". Вот не то что придешь сейчас в магазин, а там только всякие чуждые капиталистические розочки... ;)

IMG_9204

Зато в те годы можно было спокойно радужные полотна печатать. ;) Штапель.

IMG_9206

Тоже штапельное полотно.

IMG_9207

А тут разные виды, в основном, штапель и сатин.

IMG_9208

Платочки носовые "Спорт".

IMG_9209

Тут слева - носовые платочки, в середине - купоны на платье, справа - ситец "Зима". Видимо из разряда тех, веселеньких.

IMG_9210

Они же ближе.

IMG_9228

IMG_9229

Манерная книга фабрики "Красная Талка". Слева - ситец для экспорта в Турцию "Треугольники и шестеренки". Наверно, в Турции с подобными узорами все было плохо... ;)

IMG_9213

Пока мы рассматривали выставку, в зал впорхнула компания тетушек лет за 60, которые очень быстро по выставке пробежались, а возле некоторых тканей вспоминали, что у них тоже такие были, потому что другого не было...

IMG_9220

"Красный Манчестер" - город Иваново-Вознесенск, 1920-30-х годов, самый крупный текстильный центр страны, третья пролетарская столица. Новый мир требовал новых тканей. Именно в те годы появился агитационный текстиль, коротко, всего лет на 10. Тогда текстильное производство становится реализацией стратегии нового пролетарского индустриального искусства.

IMG_9146

Вот, например, образцы тканей и рисунки с индустриально-милитаристскими узорами.

IMG_9216

IMG_9219

IMG_9240

IMG_9245

Это называется "Солдаты".

IMG_9253

IMG_9250

IMG_9251

IMG_9246

Декоративные панно. Слева - "Уборка урожая" (лен, мулине, ручная вышивка). Справа - знамя-плакат (аппликация)

IMG_9223 IMG_9234

Выставочный зал.

IMG_9231

Сатин декоративный "Трактор". Я лично увидела в нем сперва только фрукты. ;)

IMG_9222

Эскиз узора. "Виноградные листья".

IMG_9232

Сразу вспомнилась шефская помощь, когда мы с Хозторгом ездили на уборку капусты. И это было уже не в советское время, в начале 90-х.

IMG_9239

Агитационный текстиль. Слева - платок к 10-летию РККА, под ним - текстильная матрица. Справа - кажется, что  это невинные узоры, подходящие для шитья ночнушек на уроках труда. ;) На самом деле - технологический процесс печати многоцветного рисунка с разбивкой по валам. Ситец "Серп и молот".

IMG_9249 IMG_9243

Один из промежуточных вариантов.

IMG_9247

Результат. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже ситец "Серп и молот" получил золотую медаль.

IMG_9248

Вверху - сатин-купон сумочки с символикой Олимпиады-80, внизу - разные косынки.

IMG_9257
Tags: выход в свет
Subscribe

Posts from This Journal “выход в свет” Tag

promo bellatuk august 27, 2019 09:18 18
Buy for 20 tokens
Этот дизайн люблю давно, когда-то очень понравился сапожок, я даже выменяла на Еве остатки набора. Но что-то так и не собралась. Потом увидела на Севе набор - Дим перезапустили дизайн, немного его изменив (в старом был другой цвет ленты и белые цветы вместо остролиста в середине). Главное, у них…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments