А ведь первые находки были обнаружены случайно на огороде одного из частных домов, стоявших тут до стройки... И могли их спокойно закатать в фундамент, ни о чем не подозревая, если бы не попались они на глаза знающему человеку...
Первым обнаружил древние предметы Николай Спижевой. Кратко история находки рассказана в "Словеснице искусств" в очерке о самом археологе:
Случилось это много лет назад, на тихой улочке Бойко-Павлова, среди садов и покосившихся от времени деревянных домишек. Здесь, в районе бывшего рыбного порта, Спижевой обнаружил следы древнего поселения.
Вначале он обратил внимание на хорошо отшлифованное орудие труда из серо-зеленоватого камня — тесло, найденное на соседнем огороде. Затем, осматривая размытые дождями склоны вдоль ручья, нашел множество фрагментов древней керамики, каменный инвентарь и даже целый жировой светильник, которым люди пользовались две-три тысячи лет назад.
А когда здесь началось строительство многоэтажных домов, Николай забил тревогу, ведь под ковшами экскаваторов и гусеницами бульдозеров могли бесследно исчезнуть материальные свидетельства древнего поселения. Обратился в краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, затем этим объектом заинтересовались специалисты научно-производственного центра по охране памятников, пригласили археологов из Хабаровского педагогического университета. В результате археологический памятник был оперативно исследован.
Руководил раскопками Вячеслав Копытько, о найденных вещах (каменные наконечники стрел, керамические светильники и сосуды, всего 2350 предметов. Часть можно посмотреть здесь) написано в статье "Рыбный порт — святилище раннего железного века" в сборнике "Пятые гродековские чтения". Там же указано, почему предполагается, что это место - святилище:
Вышеописанный памятник можно классифицировать как святилище. Во-первых, все вещи сосредоточены компактно в определенных местах, они носят на себе следы огня, во-вторых, инвентарь в святилище подобран так, что орудия труда, часто употреблявшиеся в повседневной жизни, отсутствуют.
В одном из комплексов найдено 49 наконечников каменных стрел, причем расположение стрел указывает на то, что они были пущены древним человеком в костер. Возможно таким образом древний человек пытался произвести очищение огня, убить злых духов. Скульптурное изображение фаллоса, найденное на раскопках в углистом слое рядом с группой наконечников стрел и светильников, свидетельствует о каком-то обряде, проведенном древним человеком. Следует подчеркнуть, что светильники играли в обрядах определенную роль: так, в каждой из могил Петропавловского могильника присутствовали светильники, причем рядом с одной из могил было обнаружено 4 светильника, ориентированных по сторонам света и образующих крест: длинной стороной крест вытянут с севера на юг. Следует также обратить внимание на конусообразные сосуды небольших форм, которые изготавливались специально для определенных обрядов и не использовались в повседневной жизни, тоже самое можно сказать и о миниатюрных сосудах. Такая посуда была обнаружена в могилах Петропавловского могильника [Копытько, 1988].
Journal information